05.10.08 16:48:54 | Автор отзыва:

Сходила 14.09.08 на «Пленного» Учителя. О существовании этого фильма узнала совсем недавно и сразу же решила удостоить его вниманием. Только для этого российского фильма я, возможно, сделаю исключение в этом году, посмотрев его в прокате, так как в основном стараюсь не смотреть российские фильмы, особенно развлекательные, в кинотеатре (дала себе такой зарок), жду их показа по ТВ, потому как жалею на них денег из-за их низкого качества. Авторские же фильмы отечественных режиссеров по возможности смотрю, но тоже в основном по ТВ, так как они редко демонстрируются на широком экране. А тут такой случай, который я решила не упускать. Фильм не то, чтобы вообще разочаровал, но восхищения у меня не вызвал, т.е. фильм я назвала бы просто смотрибельным, кстати, смотрела все-таки не без интереса. Из фильма, на мой взгляд, шедевра не вышло, так как сам по себе рассказ Маканина «Кавказский пленный» гениальным назвать тоже нельзя (без литературного шедевра киношедевра все-таки не получится, хотя и бывают исключения – вспомним, например, фильм «Собачье сердце» и др.). Надо сказать, что произведения, в которых больше внимания уделяется описанию внутреннего мира героев, чем реальной действительности, достаточно сложно экранизировать в принципе, так как их внешний сюжет слишком бессобытиен, и для его воплощения на экране хватит и десяти минут. А для того чтобы раскрыть всю гамму внутренних переживаний, чувств, мыслей героев, приходится вводить закадровые комментарии, что не всегда является удачным приемом в фильме (вспомните постоянно пародируемые в анекдотах фразы типа «подумал Штирлиц»). Поэтому авторам сценария, в числе которых значился и сам Маканин, пришлось изрядно потрудиться, чтобы переработать небольшой рассказ в киносценарий, прописав более детально некоторые сцены, а также характеры ряда персонажей, вставив дополнительные реплики, эпизоды и т.д.

На мой взгляд, при сравнении самого рассказа и фильма, оказывается, что какие-то эпизоды, образы удачнее получились в рассказе и, наоборот, новая трактовка некоторых сцен в фильме оказывается интереснее, чем в рассказе. Начну с разбора более мелких эпизодов. Например, в фильме сцена соблазнения Вовкой молодой женщины мне показалась какой-то невнятной, т. е. из фильма я не поняла, каким образом Вовка так быстро умудрился склонить эту женщину к близости. Я подумала, что она его давняя знакомая (может, я просто в этот момент отвлеклась, и этот эпизод ускользнул от моего внимания – надо было еще раз посмотреть фильм). А в рассказе ясно прописано, что Вовка с этой женщиной не был знаком и соблазнил ее сразу по прибытии в эту воинскую часть (ну, просто Казанова в кубе!!!). Но эпизоды, в которых появляются подполковник Гурин с Алибековым, показались мне более удачными в фильме, чем в рассказе. Все-таки в рассказе присутствует оправдание действий Гурина, продающего оружие противоположной воюющей стороне. Процитирую из рассказа: «Он, Гуров, должен накормить солдат. С возрастом человеку все тяжелее даются перемены, но взамен становишься более снисходителен к людским слабостям. Это и равновесит. Он должен накормить также и самого себя. Жизнь продолжается, и подполковник Гуров помогает ей продолжаться вот весь ответ. Обменивая оружие, он не думает о последствиях». Эти фразы в рассказе все-таки идеализирует образ этого персонажа. А вот в фильме этого нет. Гурин показан алчным, беспринципным воякой, который не упускает возможности нажиться на этой войне любыми способами. И такой подход сценаристов к образу Гурина, на мой взгляд, правилен, так как идеализация упрощает идею. А война должна быть показана сложно - так интереснее и философичнее. На войне четкие представления о добре и зле стираются, там все становится с ног на голову, там у каждого своя правда и неправда в целом, там все что угодно можно оправдать и все можно осудить.
Отрадно также, что в фильме отказались от гомосексуального подтекста (по крайней мере, я его не ощутила), который явственно присутствует в рассказе Маканина, потому что такой подтекст очень сильно оскорбил бы чувства чеченского народа (да и не только чеченцев, но и российских военных), так как в его традиции гомосексуализм - это нечто страшно постыдное, это смертный грех. В фильме Рубаха - просто очень добрый человек, который проявляет сострадание по отношению к чеченскому подростку. Но, с другой стороны, такое изображение Рубахина в фильме опять ведет к традиционной идеализации образа русского солдата. Рубаха получился в фильме этаким добродушным русским богатырем, которому только в силу страшных обстоятельств пришлось убить этого чеченского паренька (вспомним последнюю сцену фильма, в которой Рубаха искренне мучается угрызениями совести из-за убийства). И у меня, например, Рубаха, переносящий на руках Джамаля через реку, невольно ассоциировался с памятником советскому воину-освободителю в Берлине, которого изваяли с немецкой девочкой на руках. У Маканина в рассказе такой сильной идеализации Рубахина нет. Там этот солдат опекает чеченца не только из жалости, но и потому что испытывает к нему эротическое влечение (постмодернистская нелепость, однако).
И образ Вовки в фильме тоже является, к сожалению, в целом довольно положительным (и опять в этом я вижу идеализацию – не надо нам квасного патриотизма!!! Надоело, не хочу!!!). Он - эдакий удалой Василий Теркин 90-х годов, который и бабу может с ходу соблазнить, и все чего хочешь добыть. А эпизод, в котором над ефрейтором Боярковым сначала жестоко издеваются, а потом убивают (сравните: в рассказе смерть Бояркова как факт констатируется уже в самом начале), уже напрямую ведет к практически полной и открытой идеализации русских солдат, к патриотическому осмыслению чеченской войны: вот, дескать, как чеченцы мучили нашего пленного, а мы вот обращались с чеченским пленным хорошо. Поэтому гибель чеченского подростка в конце фильма выглядит полнейшей случайностью без намека на месть, и ее идейно можно оправдать. Таким образом, полностью отказаться от идеализации образа русского солдата на чеченской войне у создателей фильма не получилось, что, по-моему, привело к однобокой, субъективной трактовке чеченских событий в фильме и к тому, что в фильме нет более глубокого, философского осмысления чеченской войны, в частности, и войны как таковой в целом. А ведь мы наслышаны, о том, что творили не только чеченцы, но и наши российские миротворцы в Чечне, про случаи мародерства, про жестокость, насилие, которое они учиняли над чеченским населением, про то, что чеченская кампания развратила и ожесточила многих наших солдат, сделала их нравственными уродами.
А теперь касательно актерской игры. Молодые актеры, которым достались главные роли в фильме, исполнили их неплохо. Но боюсь, что с какими-то ролями посложнее эти актеры не сумели бы справиться блестяще – талант не тот.
Всевозможные ляпы, недочеты в постановке, декорациях, костюмах от моего взора ускользнули, так как я в этом не разбираюсь. Их разбор – удел знатоков.
В целом же хорошо, что этим фильмом внимание общественности опять было привлечено к чеченской проблеме, так как она никуда не делась, и последствия чеченской войны еще долго будут негативно влиять на нашу российскую действительность.

Добавить комментарий
Для небольшого участия можно ответить без регистрации | Войти | Правила публикации
Ваше имя:

Отправить в ЛФ:




Фильмы по жанрам
АнимационныйКриминал
БиографияМелодрама
БоевикМузыкальный
ВестернМюзикл
ВоенныйПриключения
ДетективСемейный
ДетскийСпорт
ДокументальныйТриллер
ДрамаУжасы
ИсторическийФантастика
КомедияФэнтези


Кинофорум:
Найти фильм
фильмы и сериалы для женщин и о женщинах.
Помогите узнать название фильма
Голос 6. Новый сезон
Посоветуйте интересный детективный фильм или сериал
Какие у вас любимые сериалы?
Посоветуйте фильм)))
Последнее на кинофоруме
Обсуждаемые фильмы:
8.Мифы [1]
9.Третье желание [9]
10.Хармс [2]
11.Ходорковский [18]
12.Дюнкерк [26]
13.Молодой Годар [1]
14.Остров [93]
Последние отзывы
Премьеры месяца:
Побег из Рио [14.12]
Сука-судьба [30.11]
Снеговик [23.11]
Атлантида [30.11]
Тельма [23.11]
Эспен в королевстве троллей [07.12]
Обет молчания [23.11]
график кинопремьер
Дней до премьеры:
Четверо против банка [19]
Побег из Рио [26]
Родители лёгкого поведения [124]
Сука-судьба [12]
Хэппи-энд [68]
Снеговик [5]
Атлантида [12]
все премьеры