21.12.11 22:15:42 | Автор отзыва:

На фильм пошел в конце второй недели показа, по горло наглотавшись противоречивых отзывов. Итак, Питер, суббота, две кружки «Харпа» с креветками для ощущения праздника, вечерний сеанс в «КАРО-Фильме». Зал заполнен на 80-90%, зрители – от 20 до 60 лет, молодежь заходит, как обычно, с бутылками и попкорном.
Начало фильма – никакое, плохо запоминающееся. Реакция на первое появление Высоцкого на экране типична для категории людей, которые росли на его песнях, слушая их из некачественных советских магнитофонов, а потом, уже после смерти ВВ жадно впитывали его изображения на редких фото и кинопленках. Отчетливо помню, как в начале 70-х захватывал наши молодые мозги в плен его хриплый голос, то иронично-смешливый, то надрывно-влекущий своим смыслом и слогом. Это было как глоток чистого воздуха. Помню то потрясение, которое я, мальчишка, испытал, когда узнал, что Высоцкий не просто исполняет, но и сам сочиняет все эти необычные песни. Это казалось невозможным, почти противоестественным, учитывая, как быстро появлялись ожидаемые с нетерпением новые сказки, баллады, военные песни, смешные истории о злободневном или лирические о возвышенном.
И вот я в зале смотрю на виртуального Высоцкого и внутренне понимаю тех, кто категорически не приемлет это режиссерское решение. Конечно, сходство очень большое, может быть на грани возможностей современных технологий, но все же это не тот Высоцкий, который сложился в нашем представлении. Маска лица, заторможенность, какой-то потухший взгляд – полное отсутствие личностной энергетики. «Последствия морфина», - скажет режиссер, ну ладно, пусть. Попробуем поверить сыну и тем, кто был тогда рядом, поверим, что слова об абсолютном сходстве не просто часть PR-стратегии продвижения фильма на рынок.
Где-то к середине фильма перестаю критически воспринимать отсутствие ожидаемой аутен-тичности и погружаюсь в сопереживание. А с момента появления Высоцкого у микрофона, когда начинает звучать его реальный голос, мне уже абсолютно все равно, кто играет главного героя и сколько сантиметров грима на его лице. Внутренне соглашаюсь с режиссерской концепцией ради главного – понять, во имя чего сделан этот фильм.
Как играют артисты? Астрахан, Леонидов – очень органичны, понравился Ургант, сыгравший цельную личность, которому хочется сказать «верю». Смоляков – отдельный разговор. Все хвалят Акиньшину и Панина. Думаю, у Акиньшиной теперь есть шанс на большое будущее, а персонаж Панина, по мне, как-то выпадает из окружения Высоцкого своим странно низким профессионализмом реаниматолога с 17-летним стажем (если не считать фокус с извлечением ампулы из кейса врача скорой помощи). Все же надо признать, что в ближнем окружении ВВ в то время собрались не исключительно беспринципные жулики с авантюристским складом ума и сильно развитым хватательным рефлексом, а по-своему уникальные люди, которые не только тупо эксплуатировали феномен ВВ, но хорошо понимали, кто такой Высоцкий и почему его нужно беречь. Таких людей сегодня принято называть эффективными менеджерами. Тот же Янклович в условиях советской действительности был весьма эффективен, хотя, без сомнения, приворовывал, называя это комиссией. Но разве без его помощи был бы у Высоцкого голубой мерседес? Летал бы он в Париж? Пропускал бы через себя огромные аудитории? И в итоге стал бы легендой, личностью такого масштаба, какой стал, продолжает быть и останется для потомков?
Все хвалят режиссера и поносят продюсеров, мол, срубили бабло на теме. Позволю себе не согласиться. П. Буслов, безусловно, хороший, по-российски крутой режиссер, но не крупного голливудского калибра, способного создавать шедевры, достойные мирового признания. Да, Буслов гораздо более симпатичен, чем тот же Михалков, страдающий комплексом Бондарчука-старшего, но не обладающего харизмой последнего, однако этого мало. Все же ВВ – это не Саша Белый с пистолетом в штанах. «Черный пистолет» Высоцкого выполнял совсем другую функцию, а трансформация личности самого ВВ хорошо отражена в известных строчках, символизирующих переход самосознания от «…но, если надо, выстрелю в упор» к «…я также против выстрелов в упор» и от «…мне не жаль распятого Христа» к «…вот только жаль распятого Христа».
К сожалению, в фильме слабо, почти никак не раскрыт внутренний мир Высоцкого, мотивы его неоднозначных решений (например, почему все-таки в Бухару, а не на лечение в Париж?). В большинстве эпизодов, связанных непосредственно с главным героем преобладают косвенные описания его эмоциональных переживаний (если не считать эпизод выступления на сцене ДК). Очевидно, и режиссера и актера сильно ограничивал грим и спецэффекты, поэтому немудрено, что часть зрителей осталась раздраженной. Вряд ли реальный Высоцкий в свои 40-42 г., даже принимая наркотик, был настолько заторможенным эмоционально. В нем всегда присутствовал юмор и легкое лукавство, возьмем хотя бы запись выступления на ТВ. В значительной степени, именно это делало его не то чтобы коммуникабельным, но понимаемым и любимым всеми – от рабочего до академика – поскольку передавалось через тексты и манеру исполнения песен.
Создание в фильме идентичного советской эпохе антуража, безусловно, заслуживает уваже-ния, но антураж не способен передать мотивацию, характер поведения и мышления людей того времени. Для этого требуется более глубокий уровень погружения в психологию брежневского периода, определявшего условия творчества ВВ. И вряд ли суетливый герой Панина, больше по-хожий на урку, чье место у параши, а не рядом с коронованным людской молвой артистом, мог иметь место в реальной жизни, особенно учитывая специфику работы врача, профессиональная задача которого –реанимировать прооперированных пациентов. Сцена с «воскрешением» Высоцкого, на мой взгляд, слабо реализована. Передача драматургии эпизода исключительно с помощью иносказательных образов здесь не пройдет, если замахнулся на какие-то пусть даже отдаленные параллели с Христом (8 минут комы!). Как-то «недо…», сказал бы живой ВВ.
А вот разговор с полковником КГБ в аэропорту мне представляется квитэссенцией всего филь-ма. Здесь режиссер удачно показал мощь интеллекта Высоцкого, его умение лаконично и гени-ально просто достукиваться до человеческих сердец, до тех центров в головном мозге, которые могут заставить человека иначе взглянуть на привычную суть вещей. Сильная сцена. Хотя в целом Смоляков, как мне показалось, не создал реалистичный образ сотрудника органов того времени. Слишком обаятельный. Но для нынешнего времени режиссерская линия интересная, даже захватывающая. Правда, тем, кому до 30-ти и кто не знаком с творчеством ВВ, становится трудно понять уникальность этого человека, понять почему так много говорят о нем.
Ну, а вообще, спасибо всем актерам, что смогли талантливо оттенить в рамках режиссерского замысла трагическую фигуру Высоцкого в самый непростой период его жизни. То, что К. Эрнст активно использовал ресурс 1-го канала для рекламы фильма и популяризации Высоцкого, «так я, брат, даже рад». Думаю, что и Никита Высоцкий достоин вознаграждения за свою преданность делу отца, за целеустремленность в стремлении сохранить смысл и суть того, что написал и спел ВВ, ограждая память о нем от пошлых подражаний в стиле Джигурды. Я искренне рад, что кассо-вый сбор картины уже превысил бюджет фильма, включая затраты на рекламу. 5-летний труд оправдал себя и люди, рисковавшие провалом не только Высоцкого-фильма, но и Высоцкого-символа, имеют право поднять бокалы с шампанским.
Не стоит завистливо рассуждать о том, сколько «наварили» создатели фильма. Гораздо важнее то, что имя ВВ снова зазвучало, стало актуальным и, дай бог, снова станут востребованными его лучшие песни и скрытые в них простые, но важные для людей ценности, такие как совесть, человеческое достоинство, мужество, сила духа – в противовес лживости, трусости, пресмыкающейся перед наглостью, безвольной обреченности в экстремальной ситуации. Если общество готово осознать потребность в положительном герое, который умеет различать добро и зло и способен выдавить из себя рабскую психологию офисного планктона, значит не все еще у нас потеряно. Главные идеологи страны сегодня бьются над поиском идеи, способной объединить нацию. Если бы национальная идея опиралась на самоуважение личности, заставляющее человека хотя бы задуматься над вечным вопросом «быть или не быть», к чему, собственно и призывают стихи и роли Высоцкого, то у нации появился бы шанс как-то изменить «течение веков». На фоне этого на второй план уходит способ возвращения не безгрешного Высоцкого-проповедника.
Особых слов заслуживает Никита Высоцкий. Не надо его ругать, в чем-то уличать Он решал очень непростую задачу и насколько удачно или неудачно он ее решил, отразили массовые ре-цензии и отзывы. Трудно возразить циникам с планктонно-офисным мышлением, которые в фильме увидели историю о наркомане, у которого начинается ломка, из-за чего верная любовница, рискуя собой, мчится со спасительными дозами через всю страну. Трудно возразить скептикам, которые обвиняют авторов в исторической недостоверности показываемых событий. Трудно возразить тем, кто безразличен к творчеству ВВ и пошел на фильм под действием рекламы, но не получил привычную дозу «экшина». Трудно возразить тем, кто любит и ценит творчество ВВ, но остался разочарованным из-за не оправдавшихся ожиданий «песен и слов» и как бы опошленной памяти о кумире. Все правда. Высоцкий действительно у каждого свой. Но Никита сделал две очень важные вещи: во-первых, он добился, что физический образ ВВ более рельефно запечатлеется в народном сознании, особенно у молодежи (и в этом смысле фамилия Высоцкий в титрах себя оправдывает), во-вторых, он снял табу с самой непубличной, долгое время скрываемой друзьями и близкими стороны жизни ВВ, связанной с наркотиками, которые явились непосредственной причиной его ухода из жизни. Получили ли мы ответ, кто виноват в наркозависимости Высоцкого? Скорее нет, чем да. Биографы утверждают, что впервые наркотики ВВ попробовал в Париже, не исключено, что от сына М. Влади, наркомана. Может поэтому тема Марины прозвучала в фильме лишь вскользь. Возможно, он пытался морфием лечить алкоголизм. Ясно одно, работая с диким напряжением в партийно-удушающей среде, под колпаком спецслужб, в окружении не только талантливых, но и завистливых коллег, льстивых доброхотов, ВВ не мог жить долго и счастливо. На Руси так не бывает.
Спасибо авторам фильма, что сумели пусть в художественной форме (была, не была Бухара, – какая разница!) если не раскрыть так хотя бы подать трагедию наркозависимости Высоцкого. Об-щество созрело, чтобы принять Высоцкого без прикрас и умалчиваний, таким, каким он был на самом деле – острым, ранимым, с натянутыми нервами. Теперь его личность станет более открытой для историков и исследователей. А тема наркотиков в жизни ВВ, возможно, даст толчок к вопросу «быть или не быть» если не тем, кто уже пристрастился к зелью, так хотя бы тем, кто еще раздумывает, брать или не брать услужливо протянутый косяк с марихуаной.
Голая правда способна убеждать людей гораздо сильнее, чем кривая ложь. Высоцкий следо-вал этому принципу и хорошо, что он стал темой для дискуссий в обществе с деградирующей моралью. Или тренд изменился?
Мы должны поблагодарить создателей картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» за то, что довели проект до конца и получили достаточно адекватный результат, который вселяет надеж-ду.

К концу просмотра фильма я с удивлением обратил внимание на то, что на протяжении всего просмотра в зале кинотеатра стояла абсолютная тишина, и даже не пахло попкорном. Домой, что ли, они его забрали?

Влад [без регистрации] [22.12.11 10:31:04]   IP: 91.194.207.*
Очень хорошо сказано. Дипломатично и аргументировано. Талантливо и тепло как то. Читал с бОльшим удовольствием, чем смотрел фильм
TOMI [без регистрации] [22.12.11 19:08:36]   IP: 89.208.236.*
В.А.Ваш отзыв заказной,сами -то верите в то,что написано?
TOMI, всё что написано хорошо и позитивно - сделано под заказ?))
TOMI [без регистрации] [22.12.11 19:29:48]   IP: 89.208.236.*
Evoille Amaranth!Не все!!!
Когда мне нравится фильм,я покупаю его в коллекцию и наслаждаюсь,когда есть время и настроение!!!Всей семьей смотрим, обсуждаем, учимся!!!Когда фильм хороший- не надо доказательств с пеной у рта!!!А вы, все так полюбившие фильм,видимо пополните им свою коллекцию?Детям,внукам показывать?
TOMI, Да, показывать: детям, внукам. Да, пополню.
Я в своем отзыве и писала, кстати, что хочу теперь приобрести этот фильм на лицензионном DVD, на что мне написали, что мой отзыв заказной и я уже пиарю диски.))
Дорогой TOMI,конечно, мой отзыв заказной. Мне его заказала моя память о Высоцком. И моя благодарность ему.
Ну, а что касается "доказательств с пеной у рта ...". Вы конечно же обратили внимание, что я не фильмом восторгаюсь, а пытаюсь донести простую мысль: то, что он вышел - больше хорошо, чем плохо.
TOMI [без регистрации] [23.12.11 16:31:08]   IP: 89.208.236.*
В.А.В Ваш текст очень хочется опровергнуть,на многие суждения есть реальные опровержения...Слишком долго писать придется...И так потеряно много времени на эмоции из-за фильма.Как всегда перед Н.г.куча дел...Можно после января заняться Вашей статьей...А зачем? К этому времени уже никому не будет интересно
TOMI [без регистрации] [23.12.11 16:35:53]   IP: 89.208.236.*
Вообще-то, цель достигнута!!! Отзывы и + и - заставили людей пойти...Денег заработали те, кто хотел... А нормальные люди, которые пронесли это через душу останутся каждый при своем мнении...Это, как в фильме "Человек с бульвара Капуцинов" какой фильм,так и ведет себя общество...того заслуживает.
TOMI [без регистрации] [23.12.11 16:38:04]   IP: 89.208.236.*
Повторюсь...
"БОМОНД" молчит
И фильм хвалит!!!
Что же? И в их "белье" копали
Не просто славу получить!!!
А для Великого и скромного поэта
Вся грязь "белья" ведь просто срам
Его мы любим не за это
У нас в душе его талант!!!
Нравится людям в грязном "белье" копаться...
Приятного Нового года, TOMI.
В.А.,Сдержано,аргументировано,интеллектуально. СПАСИБО!!!
Приятного нового года!
Evoille Amaranth !!!Вы пополните фильмом свою коллекцию ,будете показывать детям и внукам? Что? Чему вы будете учить их этим фильмом?
Наташа [без регистрации] [11.01.12 09:33:43]   IP: 178.120.194.*
Фильм мне понравился - не могу понять почему его так хаят:) Хотя - это даже хорошо - столько шумихи. Был бы фильм посредственным - все прошло бы тише... А этот фильм не однозначный - есть и косяки. Но! Благодаря ему я начала искать информацию о Высоцком и узнала много нового и интересного. Действительно его личность на много таинственнее, чем я считала раньше.

Очень мне Акиньшина понравилась - играет как живет:)
Рецензия эта на фильм хорошая. Спасибо автору.
Алексей [без регистрации] [14.01.12 06:38:47]   IP: 217.118.78.*
Почитал я всё вышесказанное... и не только этот отзыв... в общем могу сказать одно - для меня это фильм о Человеке, как уже говорилось - человеке с большой буквы!!! И это самое главное!
Андрей [без регистрации] [22.01.12 20:37:44]   IP: 46.43.193.*
Лично мне фильм понравился, автору спасибо за отзыв! :)
Дани [без регистрации] [24.01.12 02:28:25]   IP: 109.205.248.*
Интересная точка зрения.За отзыв благодарю!
Не рекомендую смотреть эту лажу ,кому дорого имя Высоцкого. Отзыв написан человеком далеким от киноискуства,скорее всего заказной
BARI [без регистрации] [02.04.12 03:30:29]   IP: 89.208.7.*
pentax!!!Согласна на все 100
Добавить комментарий

Отправить в ЛФ:




Фильмы по жанрам
АнимационныйКриминал
БиографияМелодрама
БоевикМузыкальный
ВестернМюзикл
ВоенныйПриключения
ДетективСемейный
ДетскийСпорт
ДокументальныйТриллер
ДрамаУжасы
ИсторическийФантастика
КомедияФэнтези


Кинофорум:
Французское кино
Поиск названия фильма по описанию
Помогите...
Найти фильм
Посоветуйте хороший фильм, часть 2
Помогите найти фильм)
Любитель ужасов
Последнее на кинофоруме
Обсуждаемые фильмы:
22.Суперсемейка 2 [10]
23.Мария Магдалина [2]
24.1+1 [113]
25.Попробуй подкати [1]
26.Маньяк [20]
27.мама! [167]
28.Другой мужчина [6]
Последние отзывы
Премьеры месяца:
Зло [09.08]
Опасное задание [16.08]
Шоу Мистико [09.08]
Офисный беспредел [19.07]
Свидетели [26.07]
Опасная игра Слоун [02.08]
Горные огни [16.08]
график кинопремьер
Дней до премьеры:
Миссия невыполнима: Последствия [10]
Юные титаны, вперед! [10]
Мектуб, моя любовь [10]
Отель «Артемида» [38]
Убежище дьявола [10]
Килиманджара [3]
Шпионская игра [17]
все премьеры